Что нужно уметь первокласснику?

Ребенок готовится стать первоклассником Харьковского университетского лицея.

                                         А знает ли он?

   – В какой стране, в каком городе, поселке, на какой улице, в каком доме живет;
  –  полные имена членов семьи, имеет общие понятия о различных видах их деятельности;
 –
 правила поведения в общественных местах и на улице.
Общее мировоззрение:
 – Фамилия, имя.
–  Дата рождения.
–  Свой возраст.
–  Имя и отчество родителей.
–  Домашний адрес.
–  Знание животных.
–  Знание растений.
–  Знание профессий, видов спорта, транспорта.
–  Умеет объяснять природные явления.
–  Времена года, месяцы, соответствующие сезонам, дни недели.
Мышление :
– Определение четвертого лишнего
.
– Составление фигур из частей.

‒ Сравнение картинок и составление единой цепочки из существующих.
Память:
‒ Запомнить 10 слов или цифр.
– Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 штук).

 

Возрастные нормы психического развития детей 6 лет

 

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

Усредненные показатели

Низкие показатели

 

 

 

6 лет

1. Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов)

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, надолго, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и ненадолго запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе


Некоторые  ориентиры развития ребенка по программе развития детей старшего дошкольного  возраста            

 Развитие познавательной активности и основ логики:

• интересуется новым, активно изучает окружающий мир и самого себя; проявляет любознательность;
• задает взрослым много вопросов; на некоторые из них пытается найти ответы самостоятельно; стремится получить ответ на каждый вопрос;
• умело использует приобретенные знания для получения новых;
• находит новое в знакомом и знакомое в новом;
• сравнивает, сопоставляет, анализирует, обобщает, вырабатывает собственные суждения;
• находит несколько вариантов решения проблемы;
• дифференцирует реальное и фантастическое;

• размышляет над глобальными проблемами — смыслом жизни человека, рождением, смертью, причинами войн, природными катаклизмами и тому подобное;
• собирает информацию через наблюдение, практические попытки и ошибки;
• связывает свои знания с реальными жизненными ситуациями, апробирует их.
                                Развитие математических умений:

• знает основные числа, осуществляет расчеты, решает несложные арифметические задачи;
• осуществляет расположение  предметов в пространстве по величине, массе, объему, ходом событий во времени;
• классифицирует геометрические фигуры, предметы и их совокупности по качественным признакам и количеству;
• измеряет количество, длину, ширину, высоту, объем, массу, время;
• проявляет интерес к математической деятельности;
• знает соотношение между единицами времени, умеет определять время по часам;
• стремится самостоятельно находить решения математических задач.

                                          Развитие речи:
• понимает значение речи для человека;
• использует речь в различных целях;
• эффективно общается на родном языке; получает удовольствие от чтения (взрослым и собственного);
• рука готова к письму;
• имеет сбалансированный словарный запас в  каждой  сфере жизнедеятельности;
• разговаривает грамотно, употребляет простые и сложные предложения.